Яндекс
Кондукторова Тамара Сергеевна
1919-?
Труженик тыла
Институт антропологии МГУ

Кондукторова Тамара Сергеевна

Родилась 22 мая 1919 года в г. Узловая Тульской области в русской рабочей семье. В 1927 году окончила среднюю школу.

На биологический факультет МГУ поступила в 1937 году и в 1941 году окончила полный курс по специальности антропология. В 1946 году после окончания аспирантуры была зачислена на должность старшего научного сотрудника в Институт антропологии МГУ.

В послевоенные годы была необходимость уделять внимание исследованиям, связанным с особенностями послевоенного времени, по прикладной антропологии, а именно по антропологической стандартизации населения. Так, в этот период проводились сборы данных по размерной типологии человеческого тела для создания необходимых протезов, индивидуальных средств защиты, таких как кислородные маски, дыхательные приборы, хирургические перчатки, для создания размерных стандартов для легкой промышленности для различных групп населения.

Кроме того, основу научной деятельности Т.С. Кондукторовой составило изучение антропологии древнего населения Восточной Европы, хронологически охватывающее период от древнего каменного века до конца I тысячелетия нашей эры. В этих исследованиях рассматривались вопросы , посвященные первоначальному заселению Украины, южных районов Восточной Европы, формированию этносов. Результаты научных исследований обобщены в более чем 60 научных статьях и трех монографиях, переведенных на английский язык.

Участвовала во многих научных экспедициях, занималась педагогической деятельностью.

Тамара Сергееевна Кондукторова вспоминает:

Объявление войны захватило нас в стенах Университета. Студенты еще не отбыли на практику, не разъехались в каникулярные отпуска. Сразу стали организовываться группы для различных работ, срочно необходимых в тот момент. Значительная часть студентов, в том числе старшекурсников, была направлена на земляные работы: копать окопы и траншеи. Несколько студентов поступили в Ветеринарную академию. Биологическое образование поступающих было учтено, поэтому после несколько сокращенной подготовки они были направлены на фронт в действующую армию.

Меня и еще одну сокурсницу направили в научно-исследовательский цех завода «Манометр». Завод выпускал приборы для военных самолетов. Перед окончательным выпуском приборы должны были проходить проверку в нашем цехе и окончательное решение должен был принимать госповеритель. После специального обучения я была зачислена в штат завода. К моему удивлению после прохождения нескольких служебных ступенек мне было довольно быстро присвоено звание госповерителя. На заводе, однако, пришлось работать недолго. Трудно было в ночные смены. Немецкие самолеты все чаще стали появляться над Москвой и особенно в ночное время.

В одну из ночей мне было дано специальное поручение: я должна была передать какой-то заказ нашего цеха в соседнее здание. Когда я вернулась, то нашего цеха уже не было. Было уничтожено все наше крыло завода. Погибли все работники нашей смены, с которыми я виделась несколько минут тому назад. Так я впервые с ужасом ощутила, что такое война. Так закончилась моя работа на заводе.

Когда я вернулась в МГУ, было ясно, что занятия в нем не возобновятся: Университет готовился к эвакуации. Я решила вернуться в свой родной город, где жили родители, — г.Узловая Тульской области. В 8 км от Узловой в г.Сталиногорске (ныне Новомосковске) находилась фельдшерско-акушерская школа, которая готовила медсестер. Я стала работать преподавателем биологии, анатомии и физиологии человека, а также заведующей учебной частью. Ежедневный путь в школу оказался очень трудным, поскольку линия фронта приближалась с каждым днем и участились налеты вражеских самолетов на дорогу, по которой я добиралась до школы. Часто взрывы были впереди, сзади, вокруг. Было очень страшно. Спрятаться было негде, так как место было очень открытое. Но надо было быть на рабочем месте во время. Надо было подчиняться суровым законам военного времени.

В работе в медшколе мне очень помогла моя учеба в Университете на курсах медсестер, которые были у нас организованы накануне войны. Некоторые мои сокурсницы эту учебу оформили официально, встали на военный учет и ушли на фронт.

Линия фронта приближалась к нашему городу. Стало ясно, что оккупация нашего района может стать реальной в самое ближайшее время. Стали появляться беженцы из ближайших оккупированных поселков и сел. В одну из ночей мы услышали стрельбу. Сразу были выведены из депо запасные эшелоны из товарных вагонов, оставленные специально для рабочих, обслуживающих железнодорожный транспорт, и их семей. В одном из таких эшелонов мы выехали, прихватив с собой лишь небольшие узелочки с теплыми вещами. Впереди был долгий трудный переезд. Нашему эшелону пришлось преодолеть не одну тысячу километров, а нам провести в нем не одну неделю, пока мы не добрались до одного небольшого поселка в южном Казахстане, который нас принял.

Трудной задачей было найти для нас в поселке жилье. В конце концов нам выделили полуразрушенный сарай. Вспомнила я тогда учителя труда нашей школы, который учил, как можно создавать даже из небольших дощечек чудесные предметы. Вместе с подростками и детьми мы провели тщательную очистку поселка от всех досок, палочек, щепочек. Все пригодилось. В результате наших усилий появились полочки и столики, табуретки и даже топчаны, чем вызвали удивление и уважение у местных жителей. Так мы стали обладателями своего «жилища с мебелью». Труднее было найти хоть какую-нибудь работу. Когда мне предложили стать воспитательницей детсада, я согласилась с большой радостью.

В августе 1942 г. я была вызвана в Свердловск для сдачи экзаменов и получения официального диплома об окончании МГУ и для сдачи экзаменов для поступления в аспирантуру.

Для переезда на такое большое расстояние требовались немалые деньги, которых у меня не было. Свой путь в Свердловск я должна была совершать нелегально. Мне пришлось использовать все средства передвижения, которые существуют на железных дорогах. Пришлось ехать в тамбурах товарных вагонов, иногда даже на ступеньках, реже в коридорах пассажирских вагонов. Переезжала с беспризорными детьми, собранными на разных станциях, отставших от своих эшелонов, потерявших родителей. Переезжала с призывниками из среднеазиатских республик. Начальник поезда разрешил мне с ними ехать с условием, если я буду выполнять обязанности медсестры в дни переезда.

Прибыв в Свердловск, после сдачи необходимых экзаменов, я была зачислена в аспирантуру по кафедре антропологии. Университет ждал разрешения для переезда в Москву. Через несколько месяцев переезд состоялся…

Сообщение о конце войны услышала ночью под утро по радио в Москве в общежитии Центрального студенческого городка. Мы все вышли на улицы. Движение транспорта было приостановлено. Незнакомые люди обнимались, плакали, смеялись, целовались — так все выражали свою радость…

Мы, сокурсники, поступившие в МГУ в 1937 году, ежегодно! собираемся все эти годы во дворе старого здания на Моховой,11 8-го мая в 16 часов. Радуемся нашей встрече. Затем идем к могиле Неизвестного солдата, чтобы поклониться тем погибшим, с кем мы учились в Университете и школе, всем, кто отдал свою жизнь для спасения всех нас.

Ссылка на эту страницу